Суббота, 30.11.2024, 03:49
Форум НОМОПО "КУРГАН" Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гражданский | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: kurgan, Гвардеец  
Глазурирование керамики
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:10 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





http://hudojestvennayakeramika.ru/page/glazurirovanie
Весьма привлекательна в керамике работа с глазурями. В ней, помимо ремесленных и творческих задач, возникают вопросы научного характера. После овладения техникой глазурования необходимо будет изучить технику составления глазурей. Для этого придется вспомнить основные положения и законы химии (см. Сведения из неорганической химии).

Конечно, практика и опыт постепенно дадут возможность накопить рецепты некоторых глазурных составов, которые могут успешно использоваться керамистом при глазуровании и декорировании изделий, но эти так называемые «кухонные рецепты» ограничивают творческие поиски, если не знать основ химии. Накопление и освоение таких рецептов дается ценой большого труда и времени. А между тем, в работе по глазурованию невольно проявляется повышенный интерес к химии, относящейся к керамике, и здесь, как нигде на других этапах работы, могут проявиться плоды ее изучения, позволяющие вдобавок эстетически насладиться результатами применения ее на практике. Важно также изучить химический состав и свойства сырьевых материалов, идущих в глазури.

 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:11 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Подготовка к глазурованию и опробование его

Глазурь представляет собой водную суспензию тонкоизмельченного и нерастворимого в воде порошка.

Если готовая глазурная суспензия хранилась долгое время, то она может подсохнуть, загустеть, скомковаться или расслоиться, т.е. стать неоднородной. Поэтому почти всегда перед началом работы ее надо тщательно перемешать, отобрать необходимую для глазурования порцию и поместить в ступку, растереть пестиком, добавить, если нужно, воду и пропустить через тонкое сито. Последние порции суспензии надо пропускать с помощью кисти или толстой резинки, чтобы не изменить состав глазури. После такой подготовки в суспензии не должно ощущаться крупинок.

Не проверенную в обжиге глазурь целесообразно сначала опробовать на малом количестве материала — произвести пробные обжиги на небольших изделиях или на утельном бое.

О правильности толщины слоя глазури можно судить с известной достоверностью, если на утельный черепок перед глазурованием нанести карандашные пометки, которые должны быть едва-едва видны после покрытия их глазурной суспензией, графит сгорит во время обжига. Если глазуруют по подглазурному декору, то после нанесения глазури он также должен быть едва виден.

При глазуровании больших поверхностей можно предусматривать определенный объем глазурного шликера на единицу поверхности, зависящий от характеристик и конечного вида глазури. Например, для получения прозрачного глазурного слоя на 1 см2 поверхности можно давать 0,1 мл суспензии нормальной плотности (удельный вес — около 1,4 г/см3); для потечного — допускается 0,3 мл. Толщина слоя высушенной на изделии глазури будет соответственно равна примерно 0,6 и 2 мм, а обожженной — 0,3 и 1 мм.

Следует помнить, что пыль, грязь и жир (места, захватанные руками) на черепке препятствуют хорошему приставанию (адгезии) к нему глазури. Поэтому перед глазурованием изделия необходимо всегда очищать, обдувая их сжатым воздухом или обметая кистью, и протирать влажной отжатой губкой Увлажненный утельный черепок не так энергично втягивает воду глазурной суспензии. В противном случае, например при глазуровании кистью, мазок слишком быстро обезвоживается и кисть «присасывается» к поверхности, затрудняя равномерное продвижение руки вдоль глазуруемых мест

 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:12 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Глазурование кистью
Нанесение глазури кистью требует большого опыта. Глазурование будет наиболее удовлетворительным при использовании легкоплавких и потечных глазурей. Труднее получить ровный слой матовых, мало растекающихся глазурей. Однако этот способ имеет свои преимущества, так как экономичен, т.е. требует небольших количеств глазурной суспензии, используемой без остатка. Им также пользуются при подправке глазурного слоя, нанесенного, например, методом окунания или полива.

Для глазурования нужно иметь плоскую и мягкую кисть шириной 2—2,5 см.

Утельный черепок впитывает влагу весьма интенсивно, поэтому мазки должны быть быстрыми и слегка пришлепнуты Необходимая толщина покрытия редко достигается с одного раза, а поэтому, еще до того как окончательно высохнет первый слой, наносят второй.

В начальный период обучения глазурованию кистью полезно добавлять в глазурь небольшое количество клеящего вещества, способного легко сгорать при обжиге, например крахмального клея, декстрина, гуммиарабика, а в некоторых случаях — глицерина. Неровности поверхности глазури могут быть подправлены осторожным затиранием кончиком пальца, когда слой ее окончательно высохнет.

Способ нанесения кистью наиболее применим при изготовлении глазурных пробников, а также тогда, когда нужно выполнить тот или иной декор глазурью.

 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:13 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Глазурование изделия изнутри
Если нужно покрыть глазурью внутреннюю часть горшка, то его наполняют немного больше чем на одну треть глазурной суспензией, а затем, сразу же наклоняя горшок, быстро вращают его в руках над тазом или стаканом и одновременно, медленной струей, выливают избыток глазури. Нужно равномерно и полностью «захватить» глазурью внутреннюю часть изделия, так как подправка затруднительна.

Когда наружная поверхность изделия покрыта глазурью иного цвета, а внутренней глазурью немного залито устье у наружного края, то оно зачищается влажной губкой. Наружное глазурование может быть осуществлено пульверизацией или поливом, при этом покрытую глазурью внутреннюю часть рекомендуется чем-либо закрыть.

 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:14 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Глазурование окунанием
При глазуровании способом окунания, как и любым иным, следует помнить, что ряд глазурей способен довольно быстро расслаиваться и оседать. Надо иметь суспензию такого качества, чтобы ее плотность сохранялась равномерной возможно дольше без перемешивания.

Сырые глазури оседают медленнее, чем фриттованные (см. Глазури и эмали). Оседанию глазурей препятствует добавление небольших количеств (0,5—1,0%) белой глины, уксуса, гуммиарабика, поваренной соли, соляной кислоты и некоторых других веществ.

Способ окунания широко применяется на производстве, так как очень быстро образует ровное покрытие, но требует весьма большого запаса шликера, т.е. больше, чем фактически потребуется, например, для единовременного глазурования двух-трех изделий. Таким образом, он не столь экономичен при использовании в учебных мастерских или при изготовлении отдельных уникальных изделий.

Для более плотного черепка (менее пористого) требуется суспензия большей плотности, так как вода абсорбируется им плохо. Для пористого черепка необходима более жидкая суспензия (меньшей плотности); черепок перед глазурованием нужно даже увлажнять.

Изделие, например блюдце, погружают на несколько секунд в глазурь, при этом черепок всасывает воду, а твердые частицы пристают к его поверхности и остаются на ней, как на очень тонком сите. Блюдце в глазурь стараются погружать так, чтобы на его поверхности не образовались пузырьки воздуха. Вынув блюдце из глазурной суспензии так, как это показано на рисунке (скольжением), его ставят для стекания избытка глазури и подсыхания полученного слоя на крупную сетку или на две рейки над тазом.

При этом способе довольно трудно избежать «сухих» мест, за которые изделие держалось пальцами, но они могут быть предотвращены вращательно-поступательным движением пальцев в процессе окунания и глазурования изделия или залиты потом, во время стекания глазури. Для этого надо сразу же покачать подставку, на которую установлено изделие для стекания избытка глазури. Во многих случаях незаглазуровавшиеся места можно подправить кистью.

Крупное изделие, например тарелку, держа одной рукой, погружают в глазурь ребром и протаскивают в ней с помощью второй руки, подводя руку к тем местам, где глазурь будет менее всего видна или совсем не нужна (ножка). Миску и горшок можно глазуровать приемами, показанными на рисунке.

Глазурование методом окунания миски (а) и горшка (б)

Плитку надо глазуровать скольжением по поверхности суспензии с небольшой выдержкой в ней и также скольжением вынимать, стараясь избежать образования пузырьков воздуха от слишком энергичного движения. Плитку можно и полить глазурью.

Прикрепления: 1000244.jpg (8.2 Kb)
 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:15 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Глазурование пульверизацией (распыление)
В практику глазурования твердо вошел весьма экономичный способ обрызгивания изделий из специального приспособления, называемого в производстве пистолетом, пульфоном, аэрографом и пульверизатором. Экономичность способа заключается в том, что для него требуется такое количество глазури, которое необходимо лишь для собственно глазурования данного изделия, причем глазурь расходуется почти полностью.

Глазурование способом пульверизации

1 - тяга, 2 - турнетка, 3 - пульвелизатор

При глазуровании пульверизатором необходимо, чтобы глазурь была более жидкой (менее плотной), чем, скажем, при способе окунания, но не настолько, чтобы она легко расслаивалась. Для начинающего керамиста этот способ является довольно легким. После небольшой практики им можно давать ровное покрытие, которое должно быть достаточно толстым, но не рыхлым.

При отсутствии специального пульверизатора и сжатого воздуха для указанных целей можно приспособить некоторые типы пылесосов.

Изделие ставят на турнетку и при периодическом ее проворачивании начинают равномерно его обрызгивать. При этом нужно найти правильное расстояние сопла пульверизатора от поверхности глазуруемого изделия Распыленная глазурь ляжет слишком сухой (высохшей по пути) и даст ослабленный пушистый слой, если пульверизатор держать далеко от нее. Однако очень близко держать пульверизатор также нельзя, так как получающийся мокрый слой быстро оползает.

Между прочим, великолепные китайские глазури прошлого, которые с трудом воспроизводятся даже теперь, были выполнены в основном способом окунания или полива, и только тонкие градации цвета достигались посредством дутья краски через специальную распыляющую трубку.

К недостаткам метода пульверизации следует отнести некоторую рыхлость получаемого покрытия, которое довольно легко может осыпаться при «захвате» изделий руками, например при садке их в печь.

Нанесение глазури распылением удобно для глазурования больших плоских блюд и неглубоких чаш, а также при переглазуровке изделий или при наложении одной глазури на другую. При неудачном глазуровании (оползание) в некоторых случаях можно соскрести глазурь и повторить глазурование снова. Когда глазуруется нижняя часть сосуда, то самая нижняя часть (кромка ножки) должна быть чем-либо защищена, например покрыта растворенным воском и др., или потом тщательно зачищена.

Прикрепления: 1684414.jpg (7.1 Kb)
 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:17 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Глазурование поливом
Для способа полива можно рекомендовать три приема.

1. При глазуровании небольшой вазочки полить ее, держа одной рукой над тазом, как показано на рисунке.

Глазурование вазочки способом полива

В кувшине должен иметься достаточный запас глазури, чтобы было возможно дополнительно полить те места, которые случайно окажутся не политы с первого раза. В противном случае стекший избыток глазури должен быть быстро собран в кувшин и снова использован

2 Изделие помещают на турнетку, которую постепенно вращают, пока на него выливается глазурь. Полость следует предохранить глиняным колобком, если изделие полое, а дно защитить глиняным кольцом.

3. Изделие в опрокинутом состоянии ставят на рейки, положенные на края таза. Для предохранения дна от глазури используется сырая глина, которой прикрывают дно.

Способ полива пригоден и для глазурования крупных изделий, которые трудно окунать из-за их тяжести, а также хорош для плоских, глазурующихся с одной стороны изделий, как, например, керамические плиты, изразцы и т. п. Этим способом пользуются при глазуровании ломких сырых изделий, а также изделий, трудно впитывающих влагу, прибавляя к глазури клеящее вещество.

Прикрепления: 0182989.jpg (6.6 Kb)
 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:18 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Частичное глазурование
При использовании глазурей в качестве декоративных красок возникает необходимость одни места покрыть глазурью, а другие оставить свободными или покрыть другой глазурью.

Места, которые оставляют свободными от глазури, смазывают жирным или смолистым веществом, а также растворенным парафином и воском. Если эти места будут покрываться другой глазурью, то изделие необходимо хорошо прогреть до полного улетучивания защитного слоя.

Глазурование сырого изделия
Как известно, глазурь наносится в основном на предварительно обожженный черепок, ибо сырое изделие размокает в водной суспензии глазури. Однако при известном навыке можно глазуровать даже тонкостенное сырое изделие, применяя метод пульверизации. Кроме того, можно рекомендовать почти забытый старинный способ глазурования: столярный клей размачивают в холодной воде до набухания и прибавляют примерно равное количество уксусной кислоты. Из этой смеси готовят более разжиженный раствор (1,04 г/см3). Высушенное изделие обливают этим раствором и несколько часов подсушивают, а затем поливают глазурью, в которую добавляют 2—3% белой глины. Суспензию приготавливают на клеевом растворе, разведенном тремя частями воды.

Глазурование парами солей
Когда нужно получить весьма тонкую пленку глазури (декоративно эффектную, например, для скульптуры), то можно рекомендовать следующий прием. Изделие помещают в капсель, предварительно покрытый глазурью. Если эта глазурь содержит такие летучие соединения, как бура, поваренная соль и др., при обжиге пары глазури будут осаждаться очень тонким слоем на изделии, создавая шелковистый блеск. (На производстве иногда используют этот способ, чтобы не получить слишком сухой глазури в новых капселях, для чего их смазывают той глазурью, которой глазуруют изделия). Разновидностью такого способа, пригодного в основном для сравнительно высокожгущегося товара, например каменного, является глазурование солью.

Данный способ широко применялся в середине XVIII столетия в Англии для плиточных изделий, а также в Германии для глазурования известных пивных кружек.

 
VerzondДата: Среда, 17.02.2010, 13:19 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Сырьевые материалы для изготовления глазурей и эмалей http://hudojestvennayakeramika.ru/categor....-emalej
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz