kurgan | Дата: Четверг, 27.10.2016, 12:14 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2647
Награды: 12
Статус: Offline
| Поступил запрос от наших московских коллег:
В районе аэродрома Большое Грызлово в Серпуховском районе Московской области на опушке леса нашли место падения советского бомбардировщика. По воспоминаниям местных жителей (очевидцев того воздушного боя), самолет был сбит осенью 1941 года. Пилот уводил горящую машину в сторону от деревни Демшинка и выпрыгнул, когда самолет был полностью охвачен огнем, на небольшой высоте. Штурман покинул горящую машину после командира - купол не успел наполнится и он погиб, стрелок-радист оставался в самолете до столкновения с землей. После падения самолет взорвался. Очевидец того воздушного боя - старушка 86 лет рассказала, что ее отец (в 1941 году - председатель местного колхоза) вытащил у штурмана документы и фотографии с письмами. В документах было написано то-ли Плахов Александр, то-ли Плохов Александр, она уже не помнит. Помнит только, что было что то про Горьковскую область, то-ли письма туда были адресованы, то-ли в документах что-то было написано. Ее отец передал документы штурмана командиру проходящей через деревню к фронту пехотной части. Трупы штурмана и стрелка они закопали в воронке от самолета. Еще сообщила, что в соседнюю деревню лет 6 назад приезжали родственники из Нижегородской области и искали место падения бомбардировщика который был сбит осенью 1941 года, говорили, что в экипаже был их родственник. Но так как в той деревне не осталось никого из старожилов - место им так и не показали. А ей (старушке) сказали слишком поздно, родные уже уехали.
До начала работы на месте падения самолета, проверили по спискам безвозвратных потерь ВВС РККА по 1941 году и выяснили, что с большой вероятностью, это самолет СБ 1 Скоростного бомбардировочного авиационного полка (1 СБАП). Самолеты полка в октябре 1941 года осуществляли боевые вылеты на бомбардировку немецких коммуникаций в районе Таруса, Алексин, Калуга одиночными машинами, без прикрытия истребителей, в дневное время суток. Самолет лейтенанта Горбунова Ивана Николаевича вылетел на боевое задание 25.10.1941 года с аэродрома Егорьевск с целью бомбардировки немецких коммуникаций в районе Тарусы, Алексина. С боевого вылета не вернулся.
Предположительно экипаж: Командир корабля Горбунов Иван Николаевич, 19.08.1919 года рождения, уроженец села Бея, заканчивал Красноярский аэроклуб и лейтенантом начинал службу в 1 СБАП в Красноярске. 25.10.1941 года был сбит, выпрыгнул с парашютом. Раненый был доставлен в госпиталь (домой уже отправили похоронку). После выздоровления продолжил службу. Закончил войну в Германии. В августе гв. майором он вернулся в СССР. До конца года пробыл в Винницкой области, а в январе 1946 г. полк перебазировался в Фергану. Здесь он отрабатывал с молодыми летчиками технику пилотирования и прицельного бомбометания. В 1951 г. закончил курсы подготовки командиров авиаполка и принял должность зам. командира полка. С 1954 г. командовал бомбардировочным авиаполком в Африканде, затем его назначили заместителем командира дивизии. В 1959 г. заболел и в 1960 г. вышел в отставку. Вернулся в Красноярск и стал работать начальником штаба аэроклуба, который когда-то сам заканчивал. После закрытия аэроклуба преподавал в политехническом институте, затем перешел в Управление гражданской авиации. В 1977 году вышел на пенсию.
Штурман (стрелок-бомбардир) Плохов Александр Сергеевич, лейтенант, погиб в ходе третьего боевого вылета 25.10.1941 года.
Стрелок - радист Ренке Александр Михайлович, сержант, погиб в ходе третьего боевого вылета 25.10.1941 года.
Удалось найти дочь командира корабля Горбунову Людмилу Ивановну. Она передала нам книгу воспоминаний своего отца. Вкратце он описывает тот вылет примерно так: “На аэродроме Егорьевск загрузили 60 ПТАБОВ. Задание было - работа по немецким коммуникациям в районе Калуга, Алексин, Таруса. При подходе к Серпухову подошли истребители 178 ИАП ПВО г. Москвы. Штурман дал две ракеты (сигнал опознавания). Истребители проводили нас до линии фронта и ушли на аэродром базирования. После пересечения линии фронта вышли на дорогу Серпухов-Калуга. Обнаружили колонну немецких войск. Зашли с прямой и отбомбились по колонне. После отхода с левым разворотом от колонны, были атакованы парой Me-109 вывалившихся из облаков. Загорелся правый двигатель. Вошли в облака и сумели оторваться от истребителей противника. На горящем самолете пересекли линию фронта в районе Таруса. После пересечения линии фронта дал команду штурману и стрелку-радисту покинуть горящий самолет, но они не отзывались. У меня заклинил фонарь кабины и я около 5-6 минут пытался его открыть. Горели уже унты на ногах. Наконец я смог сдернуть фонарь, в этот момент самолет сорвался в левый штопор. Я выпрыгнул в сторону вращения (влево) после отделения от самолета, ударило о стабилизатор, потерял сознание. Очнулся на земле, вокруг меня были женщины и дети. Меня отвезли в районную больницу, потом переправили в Каширский госпиталь. Из госпиталя, через два месяца, я вернулся в полк”.
Путем проведения нехитрых расчетов, получается, что именно его самолет упал в районе Демшинка-Коптево.
По обнаруженным на месте падения самолета фрагментам узлов и агрегатов (фрагменты основной стойки шасси, фрагменты кока винта, маслорадиатор двигателя, фрагменты блока цилиндров и головки блока двигателей, фрагменты силового набора крыла) с большой вероятностью можно предположить, что это был СБ. Номерные детали отсутствуют. Останки штурмана и стрелка-радиста были обнаружены на месте падения самолета. Предположительно штурман был завернут в купол парашюта. В ходе подъема останков были обнаружены обгоревшие фрагменты зимнего летного обмундирования, фрагменты парашюта. На обгоревших фрагментах свитера обнаружены петлички лейтенанта. Костные останки в очень плохом состоянии, фрагментально. Целая нижняя челюсть (возможность провести анализ ДНК по костной ткани зубов). Документы, личные вещи, подписанные предметы обмундирования отсутствуют. На останках скелета предположительно стрелка-радиста повреждения от пулевых ранений, скорее всего был мертв уже в воздухе. Костные останки в очень плохом состоянии, фрагментальны. Документы, личные вещи, подписанные предметы обмундирования отсутствуют.
На Плохова Александра Сергеевича удалось найти в ЦАМО РФ послужную карту и установить, что он уроженец г. Горький, Подновское п/о, деревня Кузьминка. Жена Плохова А. П. (или Р. - неразборчиво) проживала по тому же адресу. По информации из пенсионного фонда, за него получал пенсию сын. В послужной карте изначально стояла отметка "Пропал без вести", но потом 28.11.1941 года была исправлена на "Погиб". Скорее всего информацию исправили после возвращения Горбунова И. Н. (командира корабля) в полк.
Задача - найти родственников Плохова А. С. для проведения анализа ДНК, установления факта принадлежности останков именно Плохову А.С. и Ренке А. М. и их захоронения на мемориале.
Обидно, что не получилось их разделить при подъеме, но что есть, то есть. Родственники будут хотя бы знать где лежат их деды, а ребята наконец нормально лягут на воинский мемориал.
Фото А.С. Плохова: http://kurgan.clan.su/photo/11?photo=592
Vivunt mortui dum memorantur a vivis
|
|
| |
Anna5746 | Дата: Четверг, 27.10.2016, 15:08 | Сообщение # 2 |
Старший сержант
Группа: НОМОПО "Курган"
Сообщений: 299
Награды: 4
Статус: Offline
| Более подробная статья о поисках экипажа Плохова и Ренке, с фотографиями и документами, на сайте "Бессмертный полк":
http://www.moypolk.ru/tverski....i-renke
У каждого отряда свой поход, свой позор и своя слава. /А.Гайдар/
|
|
| |
kurgan | Дата: Четверг, 01.12.2016, 18:43 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2647
Награды: 12
Статус: Offline
| Родные найдены.
Vivunt mortui dum memorantur a vivis
|
|
| |
kurgan | Дата: Пятница, 02.12.2016, 10:56 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2647
Награды: 12
Статус: Offline
|
Фото из архива семьи Плоховых
Vivunt mortui dum memorantur a vivis
|
|
| |