$IMAGE1$ --------------------------------------------------------------------------------
http://www.rg.ru/2010/10/27/arheologiya.html
Зачем пришельцам сорок наконечников Уникальные находки в Сибири позволили по-новому взглянуть на древнюю историю целых народов
археология
Наталья Решетникова, Новосибирская область
--------------------------------------------------------------------------------
Уникальные находки, раскрывающие тайны истории, сделали в этом году новосибирские археологи. Чтобы познакомиться с ними, корреспондент "РГ" отправилась в деревню Старый Тартас, где расположен некрополь бронзового века.
Заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН академик Вячеслав Молодин руководит археологическими работами в Барабинской степи уже восьмой сезон.
Это огромный некрополь, где сохранилось более полутора тысяч погребальных комплексов самых разных эпох. К настоящему времени исследовано 430 захоронений.
Принцип работы в некрополе - мультидисциплинарный: кроме геофизиков, Институт археологии и этнографии сотрудничает с палеогенетиками из Института цитологии и генетики СО РАН, учеными из Германского археологического института и Мюнхенского центра по изучению археологического наследия. Это позволяет гораздо шире посмотреть на проблемы этногенеза человека на данной территории в эпоху бронзы.
- Сейчас мы аргументированно можем сказать, что на Тартасе сосредоточены захоронения разных эпох, но главным образом относятся к эпохе III-II тысячелетия до нашей эры, когда человек в Западной Сибири только познакомился с металлом, - рассказывает Вячеслав Молодин. - Период ранней бронзы в Сибири слабо изучен. Сменялись культуры, народы мигрировали, и все это богатство и разнообразие представлено на Тартасе. Это, конечно, большая удача.
В середине II тысячелетия до нашей эры в Барабинской лесостепи обитало монголоидное население так называемой кротовской культуры, относящейся к эпохе ранней бронзы. Люди невысокого роста, по облику напоминающие современных хантов и манси. А к концу этого тысячелетия сюда хлынул мощный поток мигрантов с территории нынешнего Центрального Казахстана - племена андроновской культуры. Это было европеоидное население с яркой и самобытной культурой. Часть их ушла на запад, в Приуралье, другая двинулась на восток и остановилась на территории Минусинской котловины. Еще одна группа ушла на юг, и отдельные элементы этой культуры встречаются на огромной территории, включающей часть Южного Казахстана. Их следы есть даже в китайском Синьцзяне. А в конечном итоге они добрались до Индии.
Ученым удалось зафиксировать момент, когда пришельцы стали контактировать с местным населением. К примеру, это отразилось в погребальной практике - здесь встречаются элементы как местного, так и пришлого населения. Видимо, была интеграция и на уровне брачных связей, что очень интересно для антропологов и генетиков, так как генетический механизм слияния двух популяций можно детально проследить на обширном материале. По всей видимости, это было мирное существование народов и двух разных культур. Те и другие были скотоводами, но кротовцев удовлетворяли богатые травами пойменные луга, а андроновцев больше интересовали степные террасы. Так что воевать за территорию было бессмысленно, всем хватало места и еды. Однако постепенно местные традиции нивелируются - пришельцы либо ассимилировали, либо вытеснили местных.
Ученые также изучали комплекс, относящийся приблизительно к середине III тысячелетия до нашей эры, принадлежащий к так называемой одиновской культуре. В свое время именно Вячеслав Молодин предложил выделить ее из общей массы памятников бронзового века. Она существовала в южном регионе Сибири вместе с такими культурами, как байрыкская, кротовская, ирбинская, елунинская, крохалевская. Однако у Молодина в то время не хватало весомых аргументов, чтобы убедить в своей правоте оппонентов. Дело в том, что для погребальной практики одиновской культуры не характерно, как для большинства других, оставлять керамическую посуду в могиле. Поэтому было очень сложно доказать, что археологи имеют дело именно с особой культурой. До настоящего времени на территории Барабинской лесостепи было изучено около двухсот захоронений этой культуры, но найдено всего три сосуда. И то они были обнаружены или в уже разграбленной могиле, или сам сосуд был разбитым. Известно, что для археологов порой важнее найти керамический сосуд или даже его фрагмент, нежели золотую или бронзовую вещь. Форма и орнамент керамического изделия позволяют даже без специальных методов датировать и диагностировать принадлежность археологического комплекса к определенной культуре.
- И вот нам, наконец, фантастически повезло: мы нашли совершенно непотревоженную могилу, которая великолепно сохранилась,- рассказывает Вячеслав Молодин. - В ней более сорока каменных и костяных наконечников стрел и, главное, прекрасно сохранившийся сосуд, который стоял на дне могильной ямы. Без сомнения, он относится к этому захоронению и одиновской культуре и расставляет все точки над i. Это яркая находка сезона, ценность которой трудно переоценить. С научной точки зрения, она крайне важна.
Еще одна замечательная находка, которая всех удивила и которая может украсить любой музей мира, - каменная подвеска. Она таких внушительных размеров, что сначала ученые гадали, что это за вещица такая. Подсказка оказалась в другом захоронении, из которого извлекли подобный предмет, но гораздо меньшего размера. И вот ученым предстоит поразмышлять и дать ответ, зачем большую подвеску разломали на части и положили в могилу пожилого мужчины-кротовца. Возможно, это какая-то ритуальная вещь.
Порой ученые сталкиваются с необычными предметами. Таким показалось им захоронение лошади. Все бы ничего, но для погребения животного вырыта специальная яма, рядом еще несколько рвов, заполненных красной краской - охрой. В них стояли сосуды, относящиеся к эпохе раннего железа. Чей конь удостоен таких почестей? Это также теперь предстоит выяснить.
Найденные в одном из захоронений андроновской культуры блюда с ручкой из рога лося - совершенно уникальны. Таких в мире всего два, и оба найдены здесь, в Тартасе, в котором, как в котле, варились разные народы.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5322 от 27 октября 2010 г.
$IMAGE1$