Регистрация символики – право или обязанность?
Из-за чего возник переполох Для ответа на вопрос о том, является ли регистрация символики правом или обязанностью, обратимся к нормам действующего российского законодательства.
Так, законодательство РФ содержит нормы, предписывающие НКО регистрировать свои эмблемы: «Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему» (пункт 4 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.2006 г. «О некоммерческих организациях»).
Несмотря на то, что в законе вопрос о необходимости регистрировать символику казалось бы решен мягко, в действительности при буквальном толковании процитированной нормы получается, что как только некоммерческая организация приняла решения утвердить и использовать в своей деятельность собственную символику она встала на путь регистрации такой символики в установленном законом порядке.
Для общественных организаций закон еще более строг, регистрировать необходимо не только эмблемы, но и всю символику: «Общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Символика общественного объединения подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (статья 24 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. «Об общественных объединениях»).
Таким образом, обязанность по регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных организаций была установлена законодательством достаточно давно.
Однако, несмотря на прямое указание в законодательстве, долгое время не существовало порядка регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, а соответственно, и исполнить установленную законом обязанность не представлялось возможным. Только 22 февраля 2007 был принят Приказ Минюста РФ № 39 «Об утверждении Порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений», и с этого момента у НКО появилась обязанность регистрировать свою символику.
Несмотря на принятие соответствующего приказа, долгое время Минюст не применял никаких мер, направленных на принуждение некоммерческих организаций к исполнению установленной законодательством обязанности, однако в настоящее время ситуация изменилась коренным образом – всё чаще и чаще некоммерческим организациям приходят предписания о необходимости регистрации символики. Мало того, в практике уже встречались случаи подачи Минюстом исков в суд о ликвидации некоммерческой организации за неисполнение предписания о регистрации символики в установленном порядке. И как показывает практика, в настоящее время органы Минюста достаточно часто выявляют случаи использования незарегистрированных эмблем, к примеру, в ходе проверок годовых форм отчетности НКО - по печати или бланку, в которых достаточно часто используется тот или иной символ.
Кроме того, за невыполнение законного предписана органа государственной власти, которым является Минюст России, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, в КОАП РФ предусмотрена административная ответственность в форме административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ст. 19.5 КоАП РФ).
Что посоветовать
В связи со сложившейся ситуацией мы не рекомендуем откладывать в долгий ящик регистрацию символики. На наш взгляд, регистрация эмблемы некоммерческой организации и регистрация символики общественной организации – не настолько сложные процедуры, чтобы пренебрегать ими, юридическая чистота деятельности вашей организации гораздо важнее.
Кроме того, государственная регистрация символики имеет еще один плюс – другая организация не сможет зарегистрировать такую же или сходную до степени смешения символику, а соответственно, не сможет ей воспользоваться в своей деятельности.
Действующий порядок регистрации символики
В настоящее время упомянутый выше приказ Министерства юстиции РФ № 39 «Об утверждении Порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений» уже утратил силу. На смену ему 31 марта 2009 года приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 97 был утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений.
Согласно указанному регламенту решение о государственной регистрации средств индивидуализации некоммерческих организаций (в том числе и общественных объединений) принимает Минюст России.
Для регистрации символики в Минюст России представляются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (приложение №1 к Административному регламенту), в двух экземплярах (подлинник и копия);
2) копия учредительных документов некоммерческой организации. Копия, не заверенная нотариально или органом, осуществляющим ведение Единого государственного реестра юридических лиц, заверяется подписью руководителя и оттиском печати некоммерческой организации. С копией представляется оригинал, который возвращается заявителю после принятия документов на государственную регистрацию символики. Копия устава общественного объединения без прав юридического лица заверяется подписью с расшифровкой руководителя данного объединения, подлинность которой в случае представления документов почтовым отправлением подтверждается нотариусом;
3) копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
4) выписка из протокола уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления некоммерческой организации об утверждении символики с приложением на отдельных листах соответственно ее изображения и описания в двух экземплярах. Выписку подписывает уполномоченное лицо, и она заверяется оттиском печати некоммерческой организации (если некоммерческая организация является юридическим лицом). Несколько листов выписки прошиваются, нумеруются, заверение осуществляется на обороте последнего листа. Листы с изображением и описанием символики также представляются прошитыми, пронумерованными и заверенными на обороте последнего листа подписью уполномоченного лица и оттиском печати некоммерческой организации (при наличии);
5) при использовании личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование (письменное согласие гражданина или его законных представителей; документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие документы).
Подать документы для государственной регистрации могут:
руководитель постоянно действующего исполнительного (руководящего) органа некоммерческой организации;
иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этой организации;
лицо, обладающее полномочиями, предусмотренными федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, или действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным органом некоммерческой организации.
Документы можно подать в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России двумя способами:
1.Лично заявителем по адресу: г. Москва, ул. Житная, д. 14. Сведения о графике работы Департамента можно уточнить по телефонам для справок (+7 495 955-59-99) или на Интернет-сайте Минюста России - http://www.minjust.ru/ru/
2.Почтовым отправлением с описью вложения, в этом случае устав заверяется нотариально. Почтовый адрес Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России - 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14
В каких случаях вам откажут?
Минюст может отказать в регистрации символики по следующим основаниям:
1) несоответствие представленных документов установленному перечню или их неправильное оформление;
2) ранее осуществлена регистрация символики с тем же или сходным до степени смешения изображением;
3) представление на регистрацию документов с недостоверной информацией;
4) символика оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, не соответствует предмету и целям деятельности некоммерческой организации;
5) деятельность общественного объединения или религиозной организации приостановлена;
6) некоммерческая организация находится в процессе реорганизации или ликвидации;
7) символика нарушает права на интеллектуальную собственность и (или) авторские права;
8) символика совпадает с государственной символикой Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с символикой иностранных государств.
Не смотря на то, что перечень причин для отказа достаточно обширен, и включает такие основания, отказ по которым может быть достаточно субъективным (к примеру, соответствие символики предмету и целям деятельности некоммерческой организации), советуем вам не пренебрегать установленной законом обязанностью. Особенно учитывая то обстоятельство, что в настоящее время не так много некоммерческих организаций зарегистрировали свою символику, следовательно, отказ по причине сходства до степени смешения с уже зарегистрированной символикой маловероятен.